Центр духовно-нравственного воспитания АНО «Опора нации»

Руководитель центра — Харив Сергей Михайлович

Духовно-нравственная помощь лицам попавшим в трудную жизненную ситуацию,и находящихся в местах лишения свободы.

Лишение свободы для любого человека является нелёгким испытанием его духовных и физических сил. Одинаковых людей в природе нет, поэтому каждый реагирует при нахождении в тюрьме, по-своему. Большинство озлобляются, видят вину не в совершённом ими преступлении, а в окружающей жизни, несправедливости по отношению к ним. Человек, совершивший преступление и оказавшийся в неволе, как правило, задумывается о своей прошлой жизни, о причинах, заставивших совершить преступление, ищет внутренние и внешние причины. Осуждённый в меру своего понимания пытается дать нравственную оценку преступлению и своему проступку.

Нравственность не появилась из ничего и не уходит в никуда. Эта категория имеет свою историю, свои толкования и развитие. По мере продвижения человеческого общества в своём развитии представления о нравственности изменялись. Но оставались основополагающие принципы, заложенные ещё в 10 заповедях, таких как: «Не убий», «Не укради» и т.д., предостерегающих от совершения злодеяний и осуждающих эти безнравственные поступки. Как известно средоточием и носителем нравственности является человек. Хороший или плохой характер — таковы первоначальные критерии морального облика личности. Именно на этом уровне возникает у окружающих представление о личности, с его психологическими особенностями и темпераментом, и в конечном итоге о его нравственных качествах. Нравственные качества человека получают воплощение и проверку в поведении и поступках личности. Вот почему духовно-нравственный стержень каждого человека определяет его жизнь, и то место, которое он занимает в ней.

Религия с 20 января 1918 г. считается в России личным делом каждого, что было провозглашено декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР. По Конституции РФ 1993 г. церковь отделена от государства и все конфессии (религии) равны. Однако, Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» в 1997 г. зафиксировал «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры».

Немаловажным для лиц, приговоренных к лишению свобод, является обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания.

Свобода совести и свобода вероисповедания являются основными правами человека, гарантированными Всеобщей декларацией прав человека, Пактом о гражданских и политических правах и другими международными документами. Согласно ст. 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Следовательно, осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания без каких-либо особых ограничений.

Свобода совести включает в себя право свободно выбирать, иметь и распространять как религиозные, так и атеистические убеждения, свобода вероисповедания — выбирать и исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным и не может осуществляться под принуждением администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. К осужденным к отбыванию наказания или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям.

Осужденные самостоятельно или вместе со священнослужителями могут совершать религиозные обряды в специально оборудованных для этих целей помещениях. Им также разрешается получать в посылках и передачах, приобретать, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа индивидуального пользования, нательные крестики, библии и пользоваться ими.

 

Тяжелобольным осужденным, а также приговоренным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.

Таким образом, уголовно-исполнительная политика направлена на то, что каждый осужденный имеет право на свободу вероисповедания.

Согласно статье 14 Уголовно-исполнительного кодекса, осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

Право осужденных на свободу вероисповедания может быть охарактеризовано с точки зрения социального назначения, сущности и содержания.

Социальное назначение его обусловлено ролью религии в жизни верующего человека и состоит в удовлетворении религиозных потребностей верующих осужденных. Право на свободу вероисповедания служит одной из форм удовлетворения религиозных потребностей указанной социальной группы.

Сущность права осужденных на свободу вероисповедания заключается в возможности открыто признавать и следовать своей религии, жить согласно своим религиозным убеждениям.

Коренное изменение политики государства по отношению к религии, происшедшее в последние годы, возвращает России ее духовные силы, и нравственные ценности. Тем самым создаются условия для реализации гражданами одной из важнейших гражданских свобод — свободы совести и вероисповедания, в том числе и в местах лишения свободы, что способствует снижению рецидивной преступности.

Также хотелось бы отметить важность и необходимость межрелигиозного диалога в процессе духовно-нравственной помощи осуждённым.

Это необходимо для того, чтобы не возникало конфликтных ситуаций на почве религиозных взглядов,что может способствовать нарушению правил внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемлять права других лиц.

Религия в целом, без конфессиональных различий, как форма общественного сознания, духовная и нравственная сила, должна стремиться к диалогу со всем миром, который не всегда следует нравственным путем, преодолевая глобальные проблемы современности, таке как экологический кризис, терроризм, бедность и т.п. В основе всех религий лежат универсальные общечеловеческие ценности — терпимость, любовь, сострадание и т.п., которые позволяют религии стать авангардом культурного развития. Диалог как целесообразный способ общения, способ совместных действий, наиболее остро стал необходим в ХХI веке, когда жизнь человечества приобрела глобальное значение. Изначально диалог не означает отказа от своих принципов, а наоборот нацелен на поиск тех вопросов, в решении которых имеет место совпадение и близость позиций.

Межрелигиозный диалог – это приемлемая форма отношений между адептами различных вероисповеданий с целью достижения согласия, а также процесс обмена мировоззрением, культурными традициями, теологическими идеями, нравственными ценностями, происходящий между двумя (возможно тремя и более) религиозными системами. Актуальность межрелигиозного диалога обусловливается активностью той или иной религиозной конфессией, ее отношением к социальной жизни и пониманием необходимости реализации духовности. В настоящее время, в контексте развития современной цивилизации.

Межрелигиозный диалог сегодня способствует открытию потенциальных возможностей той или иной религии, стремящийся обнаружить в общении с другими религиями глубокие основы своего собственного существования. В данном случае диалог между представителями различных религий предполагает анализ сущности их конфессиональной деятельности и раскрытие собственного экзистенциального смысла. Межрелигиозный диалог позволяет осуществить межрелигиозные взаимоотношения через одновременное, совместное существование и общение религий не зависимо от исторических, политических, социальных, экономических рамок.

 

В начале XXI века, когда очевидны межконфессиональные противоречия, межрелигиозный диалог является первостепенным средством сохранения мира, реализации духовности и нравственных ценностей. Религия сегодня представляется одним из таких типов общественных объединений (наряду с национальными, региональными, политическими, профессиональными и т.п. объединениями), которое способно оптимизировать или усложнить процесс развития и условия существования современного человечества.

 

Религия как социальный институт и форма общественного сознания в настоящее время может развиваться в двух направлениях. Во-первых, оптимистически, реализуя межрелигиозный диалог, конфессиональное сотрудничество, моральную поддержку всем нуждающимся, а также преодоление религиозной нетерпимости и конфликтов. Во-вторых, негативно, когда религии не могут найти путей и возможностей решения, стоящих перед ними проблем и становятся на путь конфронтации и конфликта.

 

Важно отметить, что негативные аспекты развития религии, как тенденции межрелигиозного взаимодействия, реально существуют, поскольку пока ни одной религии не удалось до конца на практике осуществить реализацию концепции построения терпимого, диалогичного взаимоотношения. В контексте актуализации межрелигиозного диалога надо помнить, этот процесс является достаточно сложным и требует особого внимания и подхода.